Аудиокнига 'Слово о полку Игореве'

Поиск       Главная > Варианты текстов
 

Краткое содержание «Слова…»


Один из самых простых для прочтения - перевод "Слова..." Д.С. Лихачева.

Князь Игорь – глава полка (похода). Он возглавляет северских князей – «братию и дружину» - это известная по древнерусским текстам формула обращения военачальника к отряду. Игорь наблюдает за затмением солнца, которое происходит 1 мая 1185 года и чувствует неудачу. Однако он всё равно принимает решение сражаться до смерти и «вступает в злат стремень». После начала похода Игорев полк преследуют плохие знамения. Поход должен завести войска князя далеко в глубь степей, к морю, к Сурожу, Корсуню и Тмуторокани.

Автор говорит об этом кратко, описывая знамения в картинах: клик Дива в стягах полков, вой зверей во мраке ночи, скрип половецких телег, скрывающихся от русичей. Лишь ночь отделяет начало похода от первой битвы, которая обрисована одними успехами. После битвы «Ольгово хороброе гнездо», обогатившееся разной добычей, располагается на отдых – войско Игоря, остановившись в поле, охватывает дрёма. С пятницы по воскресенье, совпадая с подробным описанием в Ипатьевской летописи, последовали суровые битвы несчастного полка Игорева, который был окружён в «поле незнаемом и безводном» бесчисленными половецкими войсками. Храбрость русских видна из единоборства князя Всеволода. Словно герой Илиады, он «посвечивает» своим золотым шлемом и сечёт мечом по «шеломам оварьским» ненавистных половцев. Для него не дороги ни раны, ни воспоминания о красавице Глебовне и Чернигове, он не думает ни о своём «животе», ни о чести золотых княжеских столов. Таков Ярый Тур Всеволод. Однако храбрость его тщетна под натиском всей земли половецкой, в этой роковой битве на Каяле-реке.

Прошлые походы игорева предка Олега Святославича, которого он переименовал в «Гориславовича», вызывают у автора «Слова» самые тяжёлые и грустные воспоминания. Гибли в усобицах и княжеских «крамолах» люди, гибли и князья. Только и слышен был звон мечей, проносились тучи стрел и над полями кружили вороны и галки. Автор, при виде св. Софии в Киеве, переносится мыслью к Каяле, где уж третий день звенит и шумит оружие. Игорь заворачивает полка, чтобы освободить своего брата Всеволода. Однако поздно – уж полегли храбрые русичи на берегу быстрой Каялы. Это название, возможно, является именем нарицательным горестного места, от половецкого Кайгу, Каигы, или же это Яла, Кальмиус, Кальчик, Кагальник. Игорев полк разбит: «ничить трава жалощамчи, а древо с(я) тугою к земли преклонилось». "И закрылось небо, и погас Белый свет над Русскою землею..." - в версии перевода Н.А. Заболоцкого.

Золотое слово Святослава

Дальше в «Слове» идут плачи по павшим, описание дальнейшего движения половцев на русскую землю, воспоминание об усобицах и успокоение на киевском великом князе Святославе Всеволодовиче. Автор «Слова» считает причиной нынешней печали, стонов Киева и черниговской напасти неблагоразумие молодых князей, их крамольную междуусобную рознь, споры за чужое. Поразителен контраст с недавней удачей великого князя Святослава над половцами в 1184 г.: «наступи на землю половецкую, притопта холмы и яруги, взмути реки и озера, иссуши потоки и болота, а поганого Кобяка (хана половецкого) из лукоморья яко вихрь выторже и падеся Кобяк в граде Киеве, в гриднице Святославли».

Место действия «Слова» переносится в Киев. Иностранцы (венецианцы, греки, немцы и мораване) рады удачам Святослава и сопереживают несчастию Игоря. Великому князю Святославу снится сон и далее следует объяснение его боярами, после чего идёт «золотое слово» Святослава. Здесь, в сне Святослава встречается испорченное и сложно объяснимое место. Дальше будут ещё несколько таких же сложно объяснимых места. В «тереме златоверхом» снилось великому князю, что треснула над ним балка, закаркали вороны и понеслись с Оболони к морю. Самого же князя стали готовить к погребению: одели «чёрной паполомой на тисовой кровати», стали оплакивать «синим вином с горем смешанным», сыпать крупный жемчуг – слёзы.

В ответ на этот трагический сон бояре сказали князю: «горе твое от того, что два сокола слетели с золотого стола отцовского; соколов захватили в железные путины и припешали им крылья». Под соколами бояре имеют в виду четырёх пленённых князей: Игоря, Всеволода, Олега и Святослава. Боярская речь переходит в картинный, образный плач: «тьма свет покрыла, снесеся хула на хвалу, тресну нужда на волю, готския девы запели на берегу Синего моря, позванивая русским золотом».

Тогда великий князь Святослав и изрекает своё «золотое слово», в котором упрекает Всеволода и Игоря за излишнюю самонадеянность. Великому князю хочется встать за обиду за своё гнездо, но он уже знает, как стонет Владимир Глебович под саблями половецкими.

Обращение к князьям

Далее не то Святослав, не то автор «Слова о полке Игореве» призывает и крупные силы современной ему Руси, и слабых, но мужественных князей: великого князя Всеволода и его близких Глебовичей, затем Рюрика и Давида, Ростиславичей, могущественного Ярослава Осмомысла Галицкого и знаменитых Романа с Мстиславом (Романа Волынского). Автор ещё раз с горем поминает Игоря, и вновь призывает Мстиславичей и племя Всеслава. На последнем – герое песен Бояна, он останавливается подробнее всех. Все перечисленные Святославом – удалые воители. Ярослав Черниговский со степняками побеждает полки одним кликом. Всеволод может вёслами раскропить Волгу, а Дон шеломами вычерпать. Давид и Рюрик со своими войсками ни ран, ни крови не боятся, плавая в ней золотыми шеломами. Ярослав Осмомысл носится со своей железной дружиной по Дунаю, подступает к Киеву, борется со степняками. Мстислав и Роман страшны для половцев и Литвы.

Дальше от упоминания полоцких князей, потомков Всеслава Вещего, автор переходит к самому их предку – Всеславу. Полоцкий князь характеризуется в его действиях в отношении Киева и Новгорода. В Киеве Всеславу слышен колокольный звон св. Софии. Вспоминается когда-то крепкая связь со старым Владимиром, когда не было между князьями розни. Всё это перечисляется автором «Слова…» для призыва к отмщению обиды Игоря.

Наконец следует возвращение князя Игоря. Его пребывание в плену вообще не описывается. Ни одним словом не вспоминает автор о других пленных князьях, о действиях половцев. Главным действующим лицом произведения по-прежнему остаётся Игорь. Важное место в произведении занимает также жена Игоря Ярославна, которая предчувствует его возвращение, оплакивая из-за дошедшей до неё вести раны мужа и поражение его дружины.

Плач Ярославны

Плач Ярославны справедливо считается одним из наиболее поэтических мотивов повести. В Путивле (недалеко от Курска) на городском забрале Ярославна плачет на рассвете: «полечю зегзицею (кукушкою) по Дунаю, омочю бебрян рукав в Каяле, утру князю кровавые его раны». Молодая женщина обращается к могущественным стихиям: к ветру, к Днепру-Словутичу, к светлому-тресветлому солнцу. Ветер развеивает её радость по ковылию, Днепр может лишь отнести её слёзы к морю, а солнце в безводном поле русичам стянуло луки жаждою, делая их бессильными натянуть лук, горем заткнуло им тулы со стрелами.

Бегство Игоря из плена

Бог не оставил в руках грешников праведника, говорится в летописи об Игоре. А в «Слове о полке Игореве» говорится о его побеге: «Бог путь кажет Игореви из земли Половецкой в землю русскую». Автор словно сам пережил бегство Игоря из плена от половцев. Он детально описывает с какой ловкостью и трепетом выбирался Игорь, под условный посвист верного человека, с конём за рекой. Как преодолевал он степи, скрываясь и добывая себе пропитание охотой, как перебирался он по струям Дона.

Автору произведения вспоминается песня о безвременной смерти юного князя Ростислава, брата Владимира Мономаха. Эта трагедия случилась на сто лет раньше похода Игоря. Погибших оплакивали русскими народными песнями и сказаниями. Гзак с Кончаком пытались поймать беглеца, но вскоре примирились с бегством князя и даже начали рассчитывать на него как на старого знакомого, который при случае окажется человеком близким степнякам и по языку, и по браку, и по обычаям. Но в этом они ошиблись – Игорь был ближе всего к своей русской земле. И это предчувствует Гзак. Автор «Слова…» быстро переносит своего героя из степей в Киев, на радость городам и странам. «Игорь едет по Боричеву (и ныне — ул. Боричев ток, рядом с более известным Андреевским спуском) к святей Богородици Пирогощей (храм, находившийся на Подоле)».

«Слово о полку Игореве» заканчивается заключительным словом к князьям, возможно, ещё пленным, и к погибшей дружине.
Поборая за христиан полки неверные! Слава князьям, а дружине аминь! (в версии перевода "Слова о полку Игореве..." В.А. Жуковского)

Статья создавалась при помощи материала из Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона (1890 – 1907).




 

Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Сайт о произведении "Слово о полку Игореве".