Аудиокнига 'Слово о полку Игореве'

Поиск       Главная > Отзывы > Словарь
 

A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Э  |  Ю  |  Я




Тебризская школа


Времена года (Тебризская школа) Школа живописной миниатюры, сформировавшаяся в провинции Тебриз, Восточный Азербайджан, северо-западная часть Ирана.

Первоначальный этап формирования школы пришёлся на рубеж XIII-XIV вв. Своим основанием она обязана министру монгольского государства Хулагуидов Рашид ад-Дину, который собрал при дворе художников и каллиграфов для переписывания и декорирования манускриптов. Большое влияние на развитие школы оказала живопись Дальнего Востока. В тебризских миниатюрах часто встречаются китайские мотивы, вроде драконов, фениксов, лотосов (пример – летопись «Джами ат-таварих»). Характерными являются крупные фигуры с отчётливым контуром, монголоидная внешность героев.

В миниатюрах «Шахмане» (30-40-ые гг. XIV в.) запечатлены поразительные по экспрессивности сцены, в особенности это касается сцен драматического содержания. Миниатюры хранятся частично в бостонском Музее изящных искусств, частично – в других собраниях.

Из типично тебризских произведений XV в. выделяются миниатюры «Мехр и Муштари» (Шемахинская рукопись, 1456 г.), антология Шараф ад-дина Гусейна Султани (1468 г.). Произведения экспонируются в лондонском Британском музее. Достойны пристального внимания миниатюры, выполненные Абдулбаги Бакуви (хранятся в музее Топкапы, г. Стамбул). Но самую большую ценность из тебризских творений этого периода представляют превосходные миниатюры-иллюстрации к рукописи «Хамсе» Низами (каллиграф Абдул Рахим, 1481 г.).

Следующий виток развития тебризской школы приходится на XVI в., когда к власти пришли Сефевиды. В это время работали выдающиеся мастера миниатюры и каллиграфии Ага Мирека, Мир Сеид, Мирза Али, Султан Мухамед. Не менее знаменитый Бехзад был назначен в 1522 году на должность главы «китабхане» - придворной мастерской-библиотеки.

Творчество Султана Мухаммеда было связано с разработкой эскизов для сюжетных тканей и ковров, а также изготовлением переплётов с лаковой живописью. Созданные мастером жанровые сценки находили новое применение – в качестве украшения тканей и ковров.

Материалы, из которых производились последние, ценились в те времена практически как золото, а изделия, украшенные Султаном Мухаммедом, и вовсе были по карману одним лишь состоятельным венецианцам (Венеция являлась одной из самых богатых итальянских городов).

В период работы Султана Мухаммеда и его коллег миниатюра перестаёт быть просто иллюстрацией к тексту рукописи, а становится, скорее, её украшением. Итогом данных изменений стало появление муракка – альбома, где миниатюры занимают отдельные листы и чередуются с каллиграфически написанным текстом.

Сюжеты в это время несут чисто декоративный смысл, они безличны, а их тематика празднична. Как правило, это сцены приёмов, пиров, охоты. И даже в произведениях с остросоциальным смыслом декоративный элемент всё равно выражен весьма ярко. К примеру, в миниатюре «Султан Санджар и старуха» Махмуда Музаххиба подчёркнуто выразительны роскошные наряды воинов. А в «Беседе Ануширвана с совами» декоративный характер имеют руины радужной расцветки. (Обе упомянутые миниатюры являются иллюстрациями к произведению Низами «Хамсэ» («Пятерица»)). Мирадж пророка Мухаммеда (С. Мухаммед)

Возвращаясь к творчеству Султана Мухаммеда, следует подчеркнуть, что оно имело большое влияние на развитие тебризской школы, и несколько последующих десятков лет его характерные черты можно было встретить даже в работах больших, самобытных мастеров. Работы художника отличаются особым, жизнерадостным колоритом, изяществом художественной формы.

Среди учеников и последователей Султана Мухаммеда наибольшую известность снискали Мирза Али с сыном и Мир Сеид Али, чьи миниатюры сейчас выставляются в английских городах Кембридже, Бостоне и Лондоне. Мир Сеид Али способствовал развитию тебризской миниатюры в Индии, входившей на то время в состав Империи великих монголов. Здесь под его руководством с 1549 по 1570 гг. работали придворные художники падишахов Хумаюна и Акбара. Он также внёс вклад в создание четырёх из двенадцати томов «Дастан-и Амир Хамза» («История Амира Хамзы») – рукописи, посвящённой жизнеописанию народного героя, лидера систанского хариджитского движения.

В целом, в начале XVI в. для тебризской миниатюры была характерна не изобилующая деталями композиция, спокойная цветовая гамма, незатейливая пейзажная техника. Монгольско-китайские мотивы уже практически не прослеживаются – разве что китайские облака «чи» и мифические драконы и фениксы. Подобные художественные элементы свойственны также для древнетюркской иконографии.

На протяжении 70-х годов XVI столетия в казвинском направлении миниатюры формируется новый стиль. Среди его представителей – Зейналабдин Али Рза Тебризи, Мухаммеди, Садиг бек Афшар. Миниатюра обретает черты станковости, для неё становятся характерны более простые композиционные решения, появляется тяготение к графике.

Хорошо эти изменения прослеживаются в произведениях Мухаммеди (экспонируются в петербургской Российской национальной библиотеке, в бостонском Музее изящных искусств, парижском Лувре). Нельзя не упомянуть и замечательные произведения Садиги бек Афшара – каллиграфа, теоретика искусства, историка, поэта. Его перу принадлежит трактат о живописи, написанный в стихотворной форме. Из этой же великолепной плеяды мастеров и Музаффар Али – художник-монументалист, расписавший дворец Чихил-Сутун.

В указанный период тебризская школа достигла художественной зрелости. Появляется стремление к реалистичности образов, подчёркивается жанровая принадлежность, изобразительное начало становится неотделимым от декоративного, колорит характеризуется жизнерадостностью и утончённой ритмичностью, а пейзаж больше не рассматривается просто как фоновая часть изображения, но на полных правах входит в состав композиции. Миниатюры теперь встречаются не только в книгах, но создаются также на отдельных листах.

Среди знаменитых работ тебризских мастеров конца XVI столетия – иллюстрации «Шахнаме» 1576-77 годов (дублинская Библиотека Честера Битти) и «Гаршасы-наме» 1573 года (лондонский Британский музей). Произведения художников Мира Зейналабдина, Музаффара Али, Садиг бека Афшара, Сиявуша бека исполнены с подлинным мастерством.

Их работы являются вершиной и одновременно последним этапом в развитии тебризской миниатюры. После перенесения столицы Сефевидов сначала в Казвин, а после в Исфахан, искусство школы постепенно приходит в упадок.

Султан Санджар и старуха (С. Мухаммед)
Султан Санджар
и старуха.
С. Мухаммед.
1539—1543 г.

Юноша с книгой (1540-е г.)
Юноша с книгой.
С. Мухаммед.
1540-е г.

Хосров и Ширин слушают рассказы
Хосров и Ширин
слушают рассказы
девушек.
1648 г.






A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Э  |  Ю  |  Я


 

Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Сайт о произведении "Слово о полку Игореве".