Фарфор
(по-турецки farfur, от персидского fegfur — титул китайского императора)
Изделия из керамики, которые получены из фарфоровой массы. Это и посуда, и статуи, вазы, а также предметы лабораторий, электрические изоляторы и прочее. Фарфоровая масса — это смесь каолина, огнеупорной глины, кварца и полевого шпата, которые после термической обработки становятся водонепроницаемым белым материалом. Во время прикосновения деревянных предметов от него издается характерный высокий звук.
Различают твердый и мягкий фарфор. Первый во время переработки фарфоровой массы дает меньше жидких продуктов, что уменьшает вероятность деформации. В мягком фарфоре таких веществ больше.
История фарфора ведет нас еще в Древний Китай, где он был открыт в 620 году нашей эры. Значительно позже, когда европейцы наладили торговлю с этой страной, голландская Ост-Индская компания начала поставлять этот материал в Европу. Тут его чуть не боготворили. Он приравнивался к драгоценностям, и даже его осколки оправляли золотом, чтобы сделать с них украшения. Голландские мастера пытались открыть секрет фарфора, но это им не получалось. В отчаянии, они старались хотя бы изделия из фаянса сделать максимально подобными на него. А жители Венеции придумали новый вид стекла — молочный.
К 17-му столетию итальянцы и французы начали изготавливать мягкий фарфор, в котором не было каолина. Изделиями из этого материала славились мастерские Руана, Менесси, Венсенна, Шантийи, Сен-Клу, Севра и прочих городов. Китайские мастера быстро поняли, что европейцам интересны их изделия. Поэтому они начали расписывать так называемый «Ост-Индийский фарфор» различными сценами, которые изображались ранее на гравюрах европейских мастеров. Каждый богатый европеец старался обустроить как минимум одну комнату с китайскими диковинками. Среди российских вельмож первый такой кабинет был обустроен в Петергофе И. Браунштейном для дворца Монплезир.
В начале 18-го века Иоганном Бёттгером был синтезирован красный фарфор, или тонкая керамика. Несмотря на свидетельства путешественников и миссионеров о производстве фарфоровой продукции в Китае, европейские мастера не могли точно повторить технологию. Да и химия тогда только начала свое развитие, поэтому установить, из чего состоял этот материал, не было возможным. Но в результате европейцы создали фарфор, который был прочнее — твердый фарфор. У китайцев же был мягкий тип, потому что он содержал меньше каолина, был меньшей прочности и обрабатывался при низшей температуре. Таким образом, европейцы совершили прорыв в изготовлении посуды. Позже в каждой стране появлялись умельцы, которые создавали тот или иной рецепт, отличающийся либо внешними качествами, либо особенностями структуры.
Фарфоровая ваза из коллекции китайского фарфора эпохи династии Цин.
|
Тарелка с портретом императора Петра I. Мейсен. 1910 г.
|
Фарфоровый сервиз "Версаль".
|