Аудиокнига 'Слово о полку Игореве'

Поиск       Главная > Отзывы > Словарь
 

A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Э  |  Ю  |  Я




Сухая игла


Лудильщики (У. Странг, 1882 г.) Сухая игла – это своеобразная техника гравюры, в процессе работы которой применяются стальные иглы и медная пластина. Этот термин используют по отношению, как к инструменту, так и к отпечатку. Сухая ила – это один из приемов углубленной гравюры. Когда краска высыхает, то она остается не только в бороздках, но и в тех заусеницах, которые оставляет игла. Отсюда и произошла бархатистость гравюры. К сожалению, хрупкость заусениц не всегда позволяют сделать бархатистостью гравюру. О сухой игле знают еще с 15 столетия. В то время такой метод служил в качестве дополнения к офорту. И только в 19 столетии этот метод стал самостоятельным. К этой технике прибегали такие известные люди как Рембранд, Альбрехт Дюрер, Джеймс Уистлер, наши отечественные мастера Митрохин, Верейский и другие.

Техника гравирования.

Полированый лист меди или цинка, иногда стали гравируют стальными иглами. Такие иглы могут иметь самое разное сечение. Главная задача, которая стоит перед мастером – это создать углубленные бороздки с приподнятыми бороздками над поверхностью гравировальной доски. Заусеницы, так называемые барбы, забиваются вместе с царапинами офортной краской, а при вытирании необходимое количество краски задерживают на платине. В процессе печати вся краска переходит, в результате чего оттиск получается очень красивым, бархатистым и сочным.

Чтобы определить манеру сухой иглы, нужно присмотреться к «написанию». В данном случае штрихи в начале и конце очень тоненькие, что и указывает на то, что штрихи процарапаны тонкой иглой. Влажный след, затянутый краски можно найти вокруг насыщенного штриха. Их характер энергичный, угловатый и прямой, потому как округленные линии не принадлежат к технике процарапывания и нарезки заусениц. В большинстве случаев штрихи сухой иглы приминают при помощи гладилки или убираю шабером. Тогда на оттиске можно наблюдать следы, которые красиво вписываются в графическую структуру. Это говорит о том, что характер исправления совпал с приемом гравирования.

Черные острова Лох-Эвэ (Ф.Г. Хамертон, 1875 г.) Сначала, такая манера изобразительного воспроизведения, использовалась в качестве вспомогательной, при доработке резцовых гравюр. Выразительную возможность сухой иглы достаточно часто могли дополнять другие манеры, среди которых мягкий лак, травленый штрих и акватинт. При рассматривании оттиска, очень важно обратить внимание на то, применялась ли сухая игла в последнюю очередь. В этом случае ее полагается исправить и дополнить изображение. Это связано с тем, что слой кислотоупорного клея нанести на выпуклые заусеницы невозможно и в процессе последующего травления всегда существует вероятность уничтожения их при помощи кислоты.

Чтобы создать в такой манере печатную форму, необходимо применять физическую силу. Здесь требуется уверенная и твердая рука. Такие качества позволяют найти свое отражение в стилистике сухой иглы, которая способна фиксировать такую мощную энергетику. Именно этим можно отличить гравюры, которые созданы сухой иглой от всех остальных произведений, которые отвечают технике глубокой печати. Процесс гравирования подразумевает такой характер штриха и прием использования острой иглы, который очень приближен к приемам рисунка пером. По своей графической фактуре гравюра сухой иглы немного ближе к натурному рисунку. Каждая линия при этом характеризует руку гравера, который моделирует штрих еле заметными изменениями в нажимах на инструмент. Достаточно простую технику сухой иглы применял Мастер Домашней Книги, которого еще называли Мастером Амстердамского кабинета. Это художник работал в конце 15 столетия в Германии в районе Среднего Рейна. Такую же технику в 11512 году использовал и Дюрер. Свободное применение техники сухой иглы применялось и венецианцем Андреа Мальдолла, но он ее умело сочетал с резцовой гравюрой офортом. Такое умелое сочетание предвещает и Рембрандт, который в своих работах часто сочетал сухую иглу с офортом, при этом ему удавалось достигать просто необыкновенно прекрасных эффектов. Во второй половине 19 века работы Рембрандта вдохновили большое количество художников. Самым искусным мастером такой техники по праву считался Уистлер, которому удалось передавать даже атмосферные эффекты. Работы художника, которые сопровождались неровным и неполным просушиванием доски дополняли еще и штрихи иглы. Ему начали часто подражать другие художники, но особого успеха в той технике им не удавалось достичь. Сухая игла считается легкой техникой, но эффекты этой техники достаточно ограничены.

Три креста (Рембрандт, 1653 г.)
Три креста.
Рембрандт. 1653 г.

Проповедник (У. Странг, 1889 г.)
Проповедник.
У. Странг. 1889 г.

На берегу реки Сены (А. Ист, 1913 г.)
На берегу реки Сены.
А. Ист. 1913 г.






A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Э  |  Ю  |  Я


 

Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Сайт о произведении "Слово о полку Игореве".