Аудиокнига 'Слово о полку Игореве'

Поиск       Главная > Отзывы > Словарь
 

A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Э  |  Ю  |  Я




Московская школа

Икона Спас Ярое ОкоШкола древнерусского искусства 14-16 в., которая образовалась в Московском княжестве и продвинулась к ведущему положению в древнерусском искусстве. Москва изначально принадлежала ко Владимиро-Суздальским землям, поэтому Московская школа формировалась под влиянием художественного искусства Северо-Восточной Руси.

Период формирования московской школы, обозначившийся первой половиной 14 века, связан с возвышением Москвы и самостоятельностью Московского княжества, которое отделилось из Владимиро-Суздальского княжества. Основа искусства нового центра представлена в виде традиций домонгольской владимиро-суздальской живописи на рубеже 12-13 веков. Это придавало раннему искусству иконописи оттенок архаизации, что проявлялось в статичности, простоте композиции, сдержанности цветового решения. Но уже в московском творчестве раннего времени привлекают внимание мягкие очертания форм, которые станут отличительным признаком московской школы.

Раннемосковское зодчество характеризуется широким размахом культового, а впоследствии, и крепостного строительства. На рубеже 14 и 15 столетий происходит формирование особого типа храма. Пространственное решение московского храма представлено схемой здания из белого камня на основе четырех столпов, особенностью которого являются пониженные угловые ячейки. Украшен храм кокошниками, резными лентами по фасадам (Спасский собор Андронникова монастыря, 1427 г.). В конце 14в. получает распространение новое храмовое строительство, имеющее вид зданий с пристенной опорой и скромными декорациями (церковь в с. Каменское, Моск. обл., конец 14 – начало 15 в.). Создание русского централизованного государства дает импульс для развития московского зодчества. В Москву привлекаются зарубежные зодчие: М. Фрязин, А. Фиораванти. Наибольшее значение приобретает московская архитектура 15-16 в. в сочетании местной и внешней традиций: Грановитая палата, Архангельский собор.

Московская живопись развивалась под влиянием нескольких ведущих течений: направлений южнославянского и византийского искусства, а также местных течений (икона "Спас оплечный"; Успенский собор, 1340-е годы). Прибывшие в Москву греческие художники представили русским мастерам достижения византийского изобразительного искусства. Пик развития московской школы 14-15 в. ассоциируется с работой таких профессионалов, как Ф. Грек, А. Рублёв, Д. Чёрный, в творчестве которых объединяется непосредственность ощущений и утонченный лиризм с высоким миросозерцанием.

Спасский собор Андроникова монастыряТворчество Рублева и его последователей развивалось под вдохновением идеалов русского общества и успехов византийской живописи "палеологовского возрождения".

Время перестройки Московского Кремля (конец 15 в.) стало периодом активного взаимодействия мастеров Московской и Псковской области (Благовещенский собор, 1489 г.) и итальянских архитекторов (Успенский собор, 1479 г., архитектор - А. Фьораванти).

Открывается возможность для расширения форм и возможностей древнего русского зодчества, а также для существенного усложнения техники исполнения. Творчество мастеров, достигающее уровня А. Рублёва, созданное во второй п. 15 - нач. 16 в., способствует развитию его традиций в росписях и иконах Диониссия, особая ценность которых в их пышности и торжественном колорите, пропорциональности и гармоничности композиции. В достижениях московской школы реализовано высшее искусство Древней Руси, что внесло достаточно весомый вклад в его развитие в дальнейшем.

Начиная с 16 в., в процессе развития богословия, происходят преобразования в московской живописи: она становится более сложной в сюжетном и иконографическом плане, в ней усиливаются аллегорическое и морализующее начала. Контуры приобретают резкость, колорит становится более темным, а живопись - более строгой и холодной. В последние годы 16 в. повышается внимание к эстетической стороне произведений. Мастера царской России, именуемые Строгановской школой (П.Чирин, И.Савин) создают ряд изысканных мелкофигурных композиций, подчеркивая их хрупкость и одновременно изображая нарядность колорита, красоте пейзажного фона. По истечению Смутного времени (17 в.) в Москве формируется центр живописного дела - работают мастера Оружейной палаты: С. Ушаков, Ф. Зубов, К. Уланов пускаются в поиски обновления иконописного искусства. Появляются иконографические схемы, внедряются живописные и технические приемы, уподобляющиеся техникам из арсенала европейских живописцев и граверов, которые затем распространяются по стране. Из местной живописной школы периода феодальной раздробленности московская школа живописи преобразуется в художественный центр, курирующий русскую живопись в целом до конца 17 столетия.

Спас оплечный (16 век)
Спас оплечный. 16 век.

Грановитая палата в Московском Кремле
Грановитая палата в
Московском Кремле.

Троица (А. Рублев, 15 век)
Троица.
Андрей Рублев. 15 век.






A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Э  |  Ю  |  Я


 

Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Сайт о произведении "Слово о полку Игореве".