Аудиокнига 'Слово о полку Игореве'

Поиск       Главная > Отзывы > Словарь
 

A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Э  |  Ю  |  Я




Суми-э


Суми-э Суми-э – это монохромная живопись по шелку или бумаге тушью, которую применяют в Японии. Этот вид был позаимствован из Китая и на всех этапах своего развития основывался на принципах мировосприятия философии, акцентировании духовно-интеллектуального и творческого процессов. На своем начальном этапе существования в середине 13 века японская монохромная живопись полностью определялась воздействию китайских чаньских монахов-художников. Из сунского Китая ее завезли в 960-1279 годах, а из юаньского в 1279-1368 годах. Ее очень ценили дзенские художники и их покровители.

Наиболее чтили живопись китайских монахов Сму-ци и Лянь Кая. Дзенские монахи также практиковали рисовать портреты тинзо. Примером этому служит славный портрет наставника Мусо Сосэки (1275-1351 гг.), который был выполнен его учеником Муто Сюи. При этом живопись тушью считалась самым главным занятием. Основными фигурами в искусстве суми-э были Мокуан Рэйэн и Као Нинга (14 век).

В японского языке нам известны два термина, которые равны между собой и обозначают монохромную живопись: "суйбокуга" – картина водой и тушью и «суми-э» - картина тушью. Тот, кто считает что тушь – это простая черная краска, которую можно приготовить из клея и золы, а тушевой рисунок – это обыкновенная черно-белая картина, очень заблуждается. По этому поводу современный японский исследователь написал» «по мере пристального всматривания изображение трансформируется в образ природы – маленькую частицу мира, ту частицу, которая способна увести дух зрителя к величественному целому».

Зрелые монохромные произведения показывают не только гармонию единства художественной формы и философского осмысления, но и уникальное эмоциональное звучание, которую дает магия тушевой техники, которая передается в линиях, пятнах, штрихах и размывах. Природа живописи тушью отличается своей ритмичностью, подвижностью и текучестью. Незаполненное пространство картины способно отозваться одухотворенностью размывов, линий, дымки, пятен. Оно рождает ощущение «дыхания» этой Пустоты, из которой как, считали древние люди, все рождается и уходит туда же.

Равновесие (Ю. Дружинина)Очень широкой является выразительная возможность туши. Она может быть «новой» и «старой», «тонкой» и «толстой», «сухой» и «влажной», «тусклой» и «блестящей» и т.д. Те пигменты, которые добавляют в тушь, способны придать ей тот или иной оттенок, что в конечном результате должно учитываться мастером. Японская монохромная живопись всегда ориентировалась на китайские образцы. Но уникальная способность японцев к виртуозным интерпретациям заимствования привели к тому, что все их произведения начали преобразовываться со временем в дух отечественной художественной тенденции.

Конец 14 столетия ознаменовался в монохромной живописи как наиболее почитаемой среди дзэнских монастырей. Основные формы пейзажного жанра были выработаны Дзеэц и Минте, тогда как Сэссю Тое и Тенсе Сюбун сумели довести китайский монохромный пейзаж до адекватного «японского формата». Ярким примером этому считается пейзаж Сэссю, на котором изображена природная красота Аманохасидатэ в Японии (1501 год). Этот пейзаж хранится в национальном музее Киото.

Початок кукурузы (суми-э)В Китае, живопись тушью развивалась по общепринятым законам традициям вплоть до наших дней, тогда как в Японии, к этому виду искусства прибегали мастера разных направлений и школ, благодаря чему живопись тушью расширяла свой диапазон и арсенал выразительных средств суйбокуга. Например, в школах Кано и Сотацу-Корина, где были развиты приемы живописи ямато-э, начали использовать декоративные возможности тушевых линий и пятна, композиционное использование пустого пространства в произведениях и т.д.

Новые элементы пластики и декорации ввели в свой арсенал представители школы Кано. В результате, школа Кано начала определять основную линию развития пейзажной живописи в последующие века. Тавара Сотацу сумел создать особую тушевую технику «тарасиком», которая представляла собой следующую схему написания – поверх непросохшей туши мастер наносит еще один слой туши, создавая при этом декоративную выразительность «переливчатой» живописной фактуры. Мастера из разных школ живописи сумели оставить после себя уникальные монохромные произведения в виде камерных образцов на альбомном листке и свитках и вплоть до грандиозных декоративных стенных росписей. Можно уверено сказать, что монохромная живопись, так или иначе, но сумела плотно внедриться во всю историю японской живописи, начиная с 13 столетия.

Пейзаж с горой и мостиком (1920-е г.)
Пейзаж с горой
и мостиком. 1920-е г.

Суми-э (Макико Фукуда)
Суми-э. Макико Фукуда.

Роза (суми-э)
Роза. Суми-э.






A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Э  |  Ю  |  Я


 

Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Сайт о произведении "Слово о полку Игореве".